Самолет «Цикада» разрабатывался как многоцелевой двухместный легкий самолет с возможностью применения на авиационно-химических работах (АХР).
Самолет проектировался на базе унифицированных агрегатов самолета-амфибии «Корвет», что позволило существенно снизить затраты на разработку, подготовку производства и производство самолетов.
Первый самолет «Цикада» был выпущен ООО «Гидроплан» в 1997 г. Этот борт до сих пор находится в эксплуатации. Всего было выпущено 8 самолетов данного типа, которые использовались для АХР, перевозки пассажира и грузов, первичного обучения, выполнения мониторинговых задач.
По итогам эксплуатации первых машин в 2007 г. была проведена модернизация, самолет получил новый, более обтекаемый фюзеляж, была изменена конструкция шасси, установлены более мощные двигатели «Jabiru 2200», увеличились взлетный вес и грузоподъемность самолета «Цикада-М».
Опыт эксплуатации показал эффективность использования самолета данной схемы на АХР.
Два двигателя установлены на центроплане так, что при отказе одного из двигателей эффективность рулевых поверхностей обеспечивает достаточную управляемость самолета, а запаса мощности одного двигателя хватает для продолжения полета. Это позволяет повысить безопасность полетов, в частности применять самолет для химической обработки рисовых чеков и лесных массивов.
Эффективный обдув крыла воздушными винтами позволяет снизить взлетную скорость и уменьшить взлетную дистанцию.
Компоновка самолета обеспечивает требования «пассивной безопасности» для пилота в аварийных ситуациях за счет силового каркаса кабины, изготовленного из композиционных материалов, установки двигателей впереди кабины на центроплане, установленном на пилоне, размещения топливных баков в центроплане, установки хим. бака под кабиной самолета, применения надежного крепления четырехточечных привязных ремней.
Бак для химических веществ емкостью 270 л, интегрированный в конструкцию самолета, позволяет существенно повысить производительность АХР.
На базе самолета «Цикада-М» было выпущено несколько опытных 4-х местных модификаций самолета: «Цикада-М3» и «Цикада-4», которые используются для перевозки пассажиров и грузов, решения мониторинговых задач.
Всего было выпущено 13 самолетов модификаций “Цикада-М”… “Цикада-4”.
С 2017 г. ООО «Серебряные крылья» предлагает новую модификацию – самолет «Цикада-СК».
В данной модели самолета изменен силовой набор конструкции фюзеляжа, что позволяет более комфортно размещаться членам экипажа в кабине самолета. Изменена конструкция руля направления, вместо роговой аэродинамической компенсации установлен весовой компенсатор. Усилены узлы крепления стабилизатора к хвостовой балке и сама хвостовая балка. На крыле установлены новые законцовки. Для эксплуатации с малоподготовленных площадок на самолете установлено шасси с передней управляемой стойкой рычажного типа и основными стойками пирамидального типа с воздушно-масляными амортизаторами. Основные колеса шасси оснащены гидравлическими тормозами. Внесены изменения в систему управления самолета.
Данные доработки улучшают летно-технические и эксплуатационные характеристики самолета.
Общие сведения о самолете
Легкий многоцелевой самолет «Цикада-СК» относится к классу легких гражданских воздушных судов нормальной категории авиации общего назначения. При проектировании самолета учитывались требования норм летной годности АП-23 и FAR-23.
«Цикада-СК» представляет собой двухместный самолет с прямым подкосным крылом типа «парасоль» и классическим хвостовым оперением.
Силовая установка – два двигателя «Jabiru – 2210» с тянущими винтами. Двигатели четырехтактные четырехцилиндровые с воздушным охлаждением. Винты – двухлопастные деревянные, производства ООО «Серебряные крылья».
Шасси с управляемой передней стойкой рычажного типа и основными пирамидальными стойками с воздушно-масляными амортизаторами. Колеса основных стоек оборудованы гидравлической системой совместного торможения.
Самолет может использоваться для выполнения авиационных химических работ, а так же для:
- перевозки пассажира и грузов;
- учебно-тренировочных полетов;
- инспекции и экологического контроля;
- аэрофотосъемки и мониторинга местности;
- патрулирования железных, автомобильных дорог, трасс нефтегазопроводов и ЛЭП.
Компоновка самолета обеспечивает комфортные доступ и расположение экипажа в кабине, хороший обзор в рабочих направлениях.
Грузовой отсек, в котором размещается бак емкостью 270 литров для жидких химических веществ, установка специального оборудования под крылом, наивыгоднейшие рабочие скорости полета на малой высоте, малый удельный расход топлива позволяют эффективно применять самолет в сельском и лесном хозяйствах для малообъемной химической обработки полей и лесных массивов.
В грузовом варианте отсек закрывается обтекателем, под которым возможно размещение и перевозка груза весом до 250 кг, установка спецоборудования для решения мониторинговых задач.
Основные характеристики самолета
Максимальный взлетный вес, кг | 950 |
Вес пустого снаряженного, кг | 500…520* |
Вес топлива (2х60л), кг | 93 |
Экипаж, чел | 1+1 |
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч | 170 |
Крейсерская скорость, км/ч | 140 |
Скорость сваливания в полетной конфигурации, км/ч | 70 |
Скороподъемность у земли, м/с | 6 |
Дальность полета, км | 700 |
Диапазон эксплуатационных перегрузок | +3,8/ -1,5 (-0,5 по двигателю) |
Длина разбега/взлетная дистанция, м | 150/250 |
Длина пробега/посадочная дистанция, м | 200/300 |
Диапазон эксплуатационных температур, °С | -17…+40 (по двигателю) |
Скорость ветра: – встречного, м/с | 15 |
Скорость ветра: – попутного, м/с | 5 |
Скорость ветра: – бокового, м/с | 5 |
Прочность грунта ВПП, кг/см2 | не менее 4 |
Двигатели | 2 дв. «JABIRU-2210» |
Мощность, л с | 85 |
Тип топлива | АИ-95 |
Средний часовой расход топлива, л/ч | 11…13 |
*- в зависимости от комплектации
Комплектация самолета
Базовая комплектация самолета:
- планер в сборе;
- силовая установка: два закопотированных двигателя «Jabiru 2210» с двухлопастными винтами;
- система управления: дублированная с возможностью демонтажа правого поста управления, механический выпуск закрылка;
- шасси: передняя управляемая стойка, основные стойки пирамидального типа, гидравлическая система совместного торможения основных колес;
- оборудование для АХР: бак емкостью 270 л, указатель уровня жидкости в баке, узлы для навески хим. оборудования;
- приборное оборудование (один комплект приборов по ПВП): указатель скорости, вариометр, высотомер, указатель крена, магнитный компас, указатель уровня топлива в баках;
- оборудование кабины: два жестких кресла пилотов с четырехточечными привязными ремнями, вентиляция кабины наружным воздухом;
- отделка самолета: покраска самолета в белый цвет, окраска внутренней поверхности самолета в серый цвет;
- эксплуатационная документация: РЛЭ, РЭ, формуляр самолета, формуляры двигателей, паспорта на комплектующие изделия, протоколы взвешивания, нивелировки и регулировки системы управления.
В дополнение к базовой комплектации предусмотрена возможность доработок конструкции и установки дополнительного оборудования в качестве ограниченного набора дополнительных опций.
Дополнительные опции
- оборудование для АХР: штанги, ВРЖ, насосное оборудование, контрольная аппаратура, шланги, арматура (тип и состав оборудования определяется заказчиком);
- приборное оборудование: второй комплект приборов по ПВП (в любой комплектации), комплексный прибор (авиагоризонт+компас), радиостанция (антенна+гарнитура), топливный компьютер, амперметр, часы;
- система управления: электрический триммер руля высоты;
- оборудование: автономный отопитель (вентиляция+обогрев кабины), светотехника (посадочная фара, БАНО, подсветка приборов, освещение кабины), разъем для подключения аэродромного питания, управляемые жалюзи в воздуховодах двигателей «Jabiru 2210»;
- шасси: лыжи для основных и носовой стоек;
- оборудование кабины: мягкие сидения кресел пилотов, дополнительная отделка кабины;
- грузовой отсек: обтекатель, ремни для фиксации груза;
- аэродромное оборудование: струбцины на рулевые поверхности, комплект чехлов, колодки, комплект инструмента для обслуживания самолета и двигателей;
- окраска самолета: индивидуальная окраска, нанесение логотипов и знаков госрегистрации.