СК-01

- сверхлёгкий специализированный самолет для АХР

Самолет «СК-01» разрабатывался как специализированный самолет для выполнения авиационно-химических работ (АХР) методом ультра малообъемного опыления (УМО). При проектировании учитывались опыт выполнения работ на имеющемся парке сверхлегких самолетов, особенности действующего законодательства в области АХР, требования норм летной годности АП ОЛС. 

В рамках действующего законодательства к коммерческому использованию на АХР, при наличии соответствующей лицензии, допускается единичный экземпляр воздушного судна (ЕЭВС), относящийся к классу сверхлегких воздушных судов (взлетный вес до 495 кг).

Основными самолетами данного класса, которые в настоящее время используются на АХР, являются:

— Х-32 «Бекас»;

— СП-30.

При проектировании самолета мы ориентировались на опыт Авиационной Компании «Аэрон» г. Саратов, которая на протяжении десяти лет занимается коммерческой эксплуатацией данных самолетов на АХР. По результатам эксплуатации у специалистов АК «Аэрон» накопился определенный критический материал, на основании которого были сформулированы основные требования к специализированному сверхлегкому воздушному судну (СВС) для АХР.

Требования по компоновке СВС:

  • наиболее предпочтительная схема – высокоплан;
  • одноместная кабина минимального миделя, обеспечивающая комфортное расположение пилота и хороший обзор в максимальном количестве направлений;
  • конструкция самолета должна обеспечивать безопасность пилота при аварийных ситуациях (условие «пассивной безопасности»);
  • самолет должен эксплуатироваться с малоподготовленных грунтовых площадок, ограниченного размера и иметь шасси с самоориентирующимся носовым колесом и раздельным торможением основными колесами;
  • химбак емкостью 150…170 л;
  • топливный бак емкостью ~ 60 л;
  • размах крыла ~ 10 м

Требования по ЛТХ:

  • диапазон рабочих скоростей на гонах – 90…120 км/ч;
  • крейсерская скорость на перелетах -140…150 км/ч;
  • взлетные и посадочные дистанции до 200…250 м;
  • минимальное время предполетных осмотров и обслуживания самолета.

Летно-конструкторские испытания опытного самолета, проведенные в 2014 г., подтвердили соответствие выбранной конструкции самолета «СК-01» требованиям, предъявляемым к специализированному СВС для АХР методом УМО.

Общие сведения.

СВС «СК-01» представляет собой одноместный самолет с прямым подкосным крылом типа «парасоль». Хвостовое оперение классической схемы с прямым подкосным стабилизатором и трапециевидным килем.

Силовая установка — один  двигатель  «ROTAX-912 ULS» с тянущим винтом.

Поршневой двигатель «ROTAX-912 ULS» бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый с карбюраторным смесеобразованием. Двигатель имеет воздушную систему охлаждения цилиндров и жидкостную систему охлаждения головок цилиндров.

Воздушный винт расположен высоко от поверхности ВПП и не подвержен воздействию травяного покрова и предметов, летящих из-под колес шасси. Дополнительный обдув винтом части крыла улучшает взлетные характеристики самолета.

Шасси с носовой стойкой рычажного типа с самоориентирующимся колесом, основные стойки — пирамидальной конструкции с воздушно-масляными амортизаторами, оснащены гидравлическими тормозами с раздельным торможением колес от педального поста управления. Такая схема шасси позволяет использовать для взлета и посадки самолета малоподготовленные площадки ограниченного размера, например, полевые грунтовые дороги.

В нижней части корпуса самолета установлен съемный бак для жидких химических веществ емкостью 160 л., интегрированный в конструкцию фюзеляжа. Под крылом самолета на штангах размещается аппаратура для ультрамалообъемного распыления химических веществ.

Компоновка самолета обеспечивает комфортные доступ и расположение пилота в кабине, хороший обзор в рабочих направлениях. Фюзеляж самолета выполнен из композитных материалов, что обеспечивает достаточную прочность, долговечность и ремонтопригодность конструкции. Кабина самолета сформирована из силовых элементов: в носовой части расположены два шпангоута, соединенные продольными стенками, пол кабины двойной силовой, окантовка дверного и оконных проемов выполнена из формованного углепластикового профиля. Кабина отделена от центрального отсека фюзеляжа сплошным шпангоутом. Двигатель размещен сверху впереди кабины, дополнительную жесткость конструкции добавляют передние стойки крепления моторамы двигателя. Кресло пилота оборудовано четырехточечными привязными ремнями. Такая компоновка кабины обеспечивает выполнение условий «пассивной безопасности» для  пилота в аварийных ситуациях.

Самолет может выполнять полеты в светлое время суток по правилам визуальных полетов, вне зон прогнозируемого обледенения.

Самолет может эксплуатироваться с грунтовых площадок ограниченного размера с прочностью грунта не менее 4 кгс/см2.

Основные характеристики самолета.

 

Максимальный взлетный вес, кг 495
Вес пустого снаряженного, кг 310
Вес топлива (60л), кг 46
Экипаж, чел 1
Максимальная скорость горизонтального полета, км/ч 150
Рабочие скорости при АХР, км/ч 90…120
Скорость сваливания в полетной конфигурации, км/ч 70
Скороподъемность у земли, м/с 6
Дальность полета, км 500
Диапазон эксплуатационных перегрузок +4,0/-2   (-0,5 по двигателю)
Длина разбега/взлетная дистанция, м 100/200
Длина пробега/посадочная дистанция, м 150/250
Диапазон эксплуатационных температур, °С -25…+50 (по двигателю)
Скорость ветра: — встречного, м/с 15
                             — попутного, м/с 5
                             — бокового, м/с 5
Прочность грунта ВПП, кг/см2 не менее 4
Двигатель Rotax-912 ULS
Мощность, л.с. 100
Тип топлива АИ-95
Средний часовой расход топлива, л/ч 15…17

Комплектация самолета.

Базовая комплектация самолета:

— планер в сборе;

— силовая установка: двигатель «ROTAX-912 ULS» с двухлопастным винтом фиксированного шага;

— система управления: боковая ручка, педали, механический выпуск закрылка, электрический триммер руля высоты;

— шасси: передняя стойка с самоориентирующимся колесом, основные стойки пирамидального типа, гидравлическая система раздельного торможения основных колес;

— оборудование для АХР: бак емкостью 160 л, указатель уровня жидкости в баке, узлы для навески хим. оборудования;

— приборное оборудование (один комплект приборов по ПВП): указатель скорости, вариометр, высотомер, указатель крена, магнитный компас, указатель уровня топлива в топливном баке;

— оборудование кабины: жесткое кресло пилота с четырехточечными привязными ремнями, вентиляция кабины наружным воздухом;

— отделка самолета: покраска самолета в белый цвет, окраска внутренней поверхности самолета в серый цвет;

— эксплуатационная документация: РЛЭ, РЭ, формуляр самолета, формуляр двигателя, паспорта на комплектующие изделия, протоколы взвешивания, нивелировки и регулировки системы управления.

В дополнение к базовой комплектации предусмотрена возможность доработок конструкции и установки дополнительного оборудования в качестве ограниченного набора дополнительных опций.

Дополнительные опции:

— оборудование для АХР: штанги, ВРЖ, насосное оборудование, контрольная аппаратура, шланги, арматура (тип и состав оборудования определяется заказчиком);

— винт: 3-х или 4-х лопастной винт переставного шага;

— приборное оборудование: комплексный прибор (авиагоризонт+компас), радиостанция (антенна+гарнитура), топливный компьютер, амперметр, часы;

— оборудование: автономный отопитель (вентиляция+обогрев кабины), светотехника (посадочная фара, БАНО, подсветка приборов, освещение кабины), разъем для подключения аэродромного питания;

— оборудование кабины: мягкое сиденье кресла пилота, дополнительная отделка кабины;

— аэродромное оборудование: струбцины на рулевые поверхности, комплект чехлов, колодки, комплект инструмента для обслуживания самолета и двигателя;

— окраска самолета: индивидуальная окраска, нанесение логотипов и знаков госрегистрации.

 

.